Эдвард Чесноков (edvardchesnokov) wrote,
Эдвард Чесноков
edvardchesnokov

Category:

Севастополь в январе

До Севастополя доедем на электричке, похожей на звездолёт из фантастических утопий 1950-х.

2015-01-04 14.34.54-1


Итак, я в Севастополе! О, сколь много здесь прекрасных и обворожительных Крымчанок, настоящих дочерей офицеров, от одного взгляда на манящую и в то же время целомудренную улыбку которых любой мужчина отдал бы всё на свете.


2015-01-04 17.06.53-1


Севастополь — единственный город (хоть много где побывал), где мне захотелось остаться! Неровная в непостоянстве погоды и рельефа, точка рандеву гор и моря, объём которой заполнен законченными и ясными неоклассическими архитектурными формами — как то и подобает зримому воплощению имперских координат.

2015-01-08 12.25.33-1


Невозможно поверить, что центр города застроен зданиями середины двадцатого века, а не, скажем, девятнадцатого. И тем не менее это так. Это — Севастополь.

2015-01-08 16.59.43 HDR-1


Какой сейчас год? 2008? 1980? 1950? Этот город застыл вне времени и простоанства: такой же вид можно наблюдать и в кинолентах итальянского неореализма, и на улочках Мальты, и на скалах Гибралтара — везде, где средиземноморской климат сочетался с античной культурой.

2015-01-08 16.51.06-1


Кажется, сейчас с крылечка спустится капитан дальнего плавания и, набив трубку, начнёт рассказывать о том, как огибал мыс Горн…

2015-01-08 17.05.18 HDR-1


Севастопольский дворик — точь-в-точь киношедевр итальянского неореализма, где хибара бедного рыбака вырастает из фундамента античного храма, а внешняя неустроенность быта знаменует преддверие рая: Адам не располагал вещами, но вьющийся каменной стеной плющ, собака в тени виноградной лозы, трещины пыльной тропинки в горы (Адам ведь протаптывал тропы?) — очень, очень возможно.

2015-01-06 09.27.45-1



В Севастополе поселился в хостеле в ста шагах от Артбухты: «артиллерийской» — такова расшифровка; но хочется, чтобы в основе её семы лежало другое «Art» — Art nouveau, Art moderne. Я жалею, что я не любимая женщина Абрамовича, поскольку не могу основать здесь, в Арт-бухте, центр современного искусства размером с военный форт; да, верно, именно здесь: как гармоничный контраст с брутализмом боевых кораблей и равелинов, с неоклассическими и неоренессансными архитектурными ансамблями послевоенной застройки, с романтическими руинами высокой Античности соседнего Херсонеса. Ибо сегодня искусство — актуальное искусство, — является такой же боевой единицей, как ракетный крейсер «Москва». Или даже ударная авианосная группировка. Сегодня от моря, тёплые воды которого сталкиваются с десятиградусным морозцем, валИт пар; говорят, такого давненько не было.

2015-01-07 15.53.07-1



Потрясённый, ты бродишь по лестницам в центре Севастополя, читая выбитые на фронтонах годы: 1949, 1954; и тебя сводят с ума кессонированные арки, ажурная рустовка, воздушные балконы, как у венецианских палаццо в полотнах самых больших мастеров.

2015-01-05 13.15.29-1



Да, мы потеряли всё, и прежняя цивилизация стёрта до основания, но мы бережно собрали её обломки для новых чертогов, с удивительной гармонией вписывая их в пересечённый ландшафт, когда за твоим порогом начинается крыша, за которой просматривается море.

2015-01-05 13.17.12-1



Да, Крым — это наша Индия, до которой не нужно лететь семь часов; и каждый крымчанин в отдельности — обычная единица, таксист или экскурсовод, вайшья или шудра, не думающий о ведическом космосе, но все они вместе — лучшие в мире воины, пропитывающие воздух полуострова энергиями любви. Как на Индостане.

2015-01-06 10.57.52-1


Балаклава. Приятно сидеть на камнях, оставшихся от сарматов, аргивян, скифов, эллинов, генуэзцев, караимов, от Айвазовского, Чехова. И да, точно так, и всё было именно сейчас и здесь: возможно, в соседнем вагоне электрички проповедует апостол Андрей, ну а бородатый водопроводчик, латающий трубу в Херсонесе, — подлинный князь Владимир. Ты всё то же самое чувствовал на Святой земле: вот валун, где две тысячи лет назад присел Христос.

2015-01-09 14.09.09


Уехать на денёк в Евпаторию, в квартал дореволюционных домов. Бродить между зданиями с выбитыми датами: 1908, 1913, смотреть на каменные женские маски, прихотливые растительные орнаменты, высокие, впускающие много света окна, — все эти приметы русского модерна, столь смело соединившего красоту и функциональность; и думать о том — 1912, 1914 — сколь многого достигла страна, успевшая породить такую культуру, и как внезапно, в космической катастрофе, низвергшей Атлантиду на дно, та ушла в небытиё. И остались мы — волосатые, весёлые варвары, пришедшие к очагам утончённой античной цивилизации со своими кондиционерами на фасадах Акрополя — словно победной меткой межуя успешное восстание масс против элитарной культуры.

2015-01-09 14.28.38-1


Потому что #Крымтвой.

2015-01-09 13.28.25-1


Навсегда.

2015-01-05 13.17.24-1
Tags: #Крымтвой, Севастополь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments